"Декамерон" Дж. Боккаччо - образец городской новеллы. Почему автор хотел его сжечь, а церковь запретить?
Великие произведения создаются не только в период расцвета общества, но и во времена трудных испытаний. Яркий пример этому "Декамерон", написанный итальянцем Джованни Боккаччо. Этот шедевр эпохи раннего Возрождения был создан, когда в Европе свирепствовала чума, а конкретнее - в 1348 году.
Отличительной особенностью "Декамерона" является его эмоциональная направленность. Книга рассказывает не об ужасах болезни, а о превратностях обычной жизни, где есть все: и счастье, и горе, и смех, и любовь и т.д.
Сборник объединяет в себе 100 новелл, которые рассказаны десятью героями в течение десяти дней. "Декамерон" в переводе с греческого - "десятидневник". Такое название отсылает читателя к средневековым авторам, которые писали свои "Шестидневы" о сотворении мира. Вот и Боккаччо задумал собственное произведение как книгу о сотворении всего живого. Вот только вместо высших сил творцами здесь оказались обычные люди.
Десять флорентийских юношей и девушек из знатных семей сбегают подальше от чумы за город на роскошную виллу. Каждый из героев рассказывает по одному рассказу ежедневно на заданную кем-то тему. А темы в "Декамероне" различные: от переживаний трудностей до любовных перипетий.
Многие сюжеты для рассказов Дж. Боккаччо взял из народного фольклора или из античной литературы. Например, в сборник вошли несколько рассказов из романа древнеримского автора Апулея "Метаморфозы". Или тема о том, как были наказаны скряги и плохие люди более проворными героями, взята из старофранцузской литературы, а конкретнее - из плутовских романов.
"Декамерон" также изобличает и изнанку жизни святых людей - монахов, которые днем ведут праведный образ жизни, а ночью предаются греху.
Боккаччо не обошел вниманием и своих современников: художников, епископов, купцов и нищих. На страницах "Декамерона" представлены все слои флорентийского населения XIV века.
И если главные герои рассказов наделены индивидуальностью, то сами рассказчики этого лишены. Автор намерено не стал выписывать их портреты и особенности, так как задача этой десятки - просто озвучить тот или иной сюжет.
Первые рисунки к "Декамерону" сделал сам Джованни Боккаччо, хотя позже его произведение иллюстрировали и другие художники: М. Шагал, Ж. Вагре, Ю.-Ф. Гравло и пр.
"Декамерон" считается образцом такого жанра литературы как городская новелла. Справедливости ради стоит сказать, что и до Боккаччо были написаны произведения в данном жанре, но именно "Декамерон" стал вершиной городской новеллы.
Помимо развлекательной задачи Дж. Боккачччо при написании своего сборника ставил и другую более высокую цель - исследовать самосознание человека. Ренессанс открыл такую возможность - показать изнанку души людей.
К сожалению, при жизни писателя многие не оценили всю глубину философии книги. Духовенство считало "Декамерон" низкопробным чтивом, которому нет места среди серьезной литературы. Хотя среди купеческих слоев населения книга пользовалась большим успехом.
Боккаччо из-за нападок высшей знати и церкви даже разочаровался в главном произведении своей жизни и был уже готов сжечь "Декамерон". От такого необдуманного поступка писателя спас поэт Франческо Петрарка.
Через двести лет "Декамерон" вообще запретили как небогоугодную книгу. Однако нельзя запретить и спрятать то, что трогает душу простого человека. Поэтому "Декамерон" ни просто не сгинул в глубине веков, а стал одним из шедевров мировой литературы.
Пишите свои комментарии и подписывайтесь на мой канал.