Бунтарское искусство Жана Густава Курбе. Реализм на службе искусства
Жан Дезире Густав Курбе родился в 1819 году в небольшом приграничном городке Орнан. Его жизнь совпала с бурными событиями, происходившими во Франции на протяжении всего XIX века.
Жан Дезире Густав Курбе (1819-1877)
Это, конечно же, не могло не повлиять на мироощущение и творчество Курбе.
Бунтарское настроение против буржуазной власти во Франции присутствует почти во всех его картинах. Это и стало основной причиной того, что его полотна долгое время отвергались как критиками, так и публикой.
А сам Курбе мечтал создать новое реалистичное направление в живописи, которое могло бы показать всю несправедливость современного ему общества.
Понимая, что в родной Франции он вряд ли добьется признания из-за своих социалистических взглядов, Курбе сначала уезжает в Бельгию, потом в Англию и Голландию.
Свою жизнь Жан Курбе закончил также в изгнании в Швейцарии, куда он переехал после очередного скандала во Франции.
Курбе считал, что все люди вне зависимости от их социального положения достойны уважения. Это наглядно можно проследить на такой картине, как "Здравствуйте, господин Курбе".
"Здравствуйте, господин Курбе" (1854)
Сюжет представляет момент встречи Курбе со своим другом и меценатом Альфредом Брюйа на сельской дороге. Изначально Брюйа хотел поддержать художника, устроив для него персональную выставку. Но в связи с быстро меняющейся политической обстановкой во Франции меценат передумал это делать.
Мы видим, что Брюйа сопровождает камердинер, который в почтении склонился перед другом хозяина. Слуга написан у Курбе без тени иронии, а, наоборот, с глубочайшим почтением.
Осмеянию впоследствии и созданию большого количества карикатур подверглась торчащая борода самого Курбе.
Ни для кого не было секретом, что Курбе и Брюйа были масонами, что также отразилось в картине. Белые перчатки и жесты приветствия - отличительные атрибуты масонского братства.
Нетипичной для Ж. Курбе была картина "Веяльщицы", на которой изображены деревенские женщины за работой. От картины веет непосредственностью и легкостью.
"Веяльщицы" (1855)
Считается, что обе женщины - это портреты сестер Курбе. Для веяльщицы в красном позировала Зоя, а фигура второй женщины списана с Жюльетты.
Любопытный ребенок, который увлечен строением большого деревянного ящика, - сын Курбе Дезире Бине.
Таким образом, жизнь Жана Курбе была наполнена постоянной борьбой за реалистичность искусства и равноправие для всех.
Подписывайтесь на мой канал. Ставьте лайки и пишите свои комментарии.