«Парус» Лермонтова. Романтическая капуста.
рисунок «Парус»

«Парус» Лермонтова. Романтическая капуста.


Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус» написано в духе романтизма, столь свойственного автору (тема одиночества, бунта, поиска — всё, как полагается), относится к раннему творчеству писателя: создано оно было в Петербурге в 1832 году — и традиционно является программным для школьников 6-го класса. «А он, мятежный, просит бури…» — один из самых известных парадоксов.

В моей начальной школе текст данного стихотворения исполнялся на уроках музыки в качестве песни, поэтому обращение к нему в более осознанном возрасте и детальный его анализ вызвал неслыханное удивление. Почему же «Парус» не так прост?

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой и состоит из трёх четверостиший — такое разделение является основой для понимания глубины произведения. В первую очередь, стоит обратить внимание на то, что все строфы строятся по определённому принципу: первые 2 строки представляют из себя описание «картинки», которую читатель визуализирует, основываясь на тексте, а третья и четвёртая строки наполнены философским содержанием, в них заключены риторические вопросы и ответы, восклицания, формулируемые в размышлениях лирического героя.

Во-вторых, важно понимание расположения лирического героя относительно паруса. В первой строфе он находится в отдалении и рассматривает «кораблик» с предполагаемого берега, поэтому парус и «белеет» «в тумане моря голубом» — он видится крохотной точкой, выделяющейся на фоне бесконечного голубого пространства лишь своим цветом и одиночеством. Во второй строфе герой оказывается намного ближе, благодаря чему имеет возможность слышать, как «мачта гнётся и скрыпит». В третьей же строфе лирический субъект находится непосредственно на судне, благодаря чему может наблюдать и описывать окружающую его картину с нового ракурса: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой…». Получаем градацию: издалека в ту самую точку.

Версия об уподоблении лирического героя парусу общепризнанна и вполне логична — это же поэзия! Однако приведённый выше анализ позволяет углубить данное рассмотрение — герой не просто оказывается рядом с парусом, он и становится парусом. Таким образом, переложение своих внутренних переживаний на неодушевлённый объект подкрепляется тем, что мысленно герой одушевляет, олицетворяет парус, наделяет его судьбой и характером, схожими с его собственными. Как будто вот-вот и он скажет не «под ним», а «подо мною», «надо мною».

Ещё интересно посмотреть на стихотворение с точки зрения русского языка и обратить внимание на глаголы, используемые Михаилом Юрьевичем. При описании «картинки» первой строфы используется лишь один глагол — «белеет», — да и то он не очень тянет на полноценный глагол, так как даёт сведение, скорее, о цвете паруса, чем о каком бы то ни было действии (хотя функция глагола как части речи в обозначении действия в первую очередь и заключается). Таким образом, в первом четверостишие мы получаем статику. На контрасте с ней звучит вторая строфа: «играют», «свищет», «гнётся и скрыпит» — всё это динамично, мощно и громко. Третья же строфа объединяет в себе статику первой строфы (1 и 2 строка) и динамику второй (3 и 4 строки). Такой симбиоз видим и в содержании: наглядна антитеза (противопоставление) «буря» - «покой». Столь противоположные категории, хаос и гармония, несовместимые друг с другом, они объединяются в душе лирического героя.

Каким образом это оказывается возможным? — так ведь он мятежный!

Оценить публикацию