Неподражаемый Караваджо. Какие его картины католическая церковь отвергла как недостойные кисти художника Возрождения?

Неподражаемый Караваджо. Какие его картины католическая церковь отвергла как недостойные кисти художника Возрождения?


О жизни великого Караваджо очень мало фактических данных. Так доподлинно неизвестно, в какой день 1573 года и в каком месте родился будущий художник.

Настоящее имя Караваджо - Микеланджело Меризи да Караваджо. На самом деле последнее имя, по которому он и вошел в историю, - это название небольшого городка в 30 милях к востоку от Милана.

Караваджо

Документально подтверждено, что в 1584 году юный Микеланджело поступил в ученики к известному миланскому живописцу Симоне Петерцано. Однако нет записей о том, что он обучался там все положенные 4 года. По крайней мере, нет заметки, что он получил грамоту об окончании обучения.

После того, как оба его родителя покинули этот мир, в 1592 году, получив наследство, Караваджо переезжает в Рим. Через некоторое время он становится подмастерьем у Джузеппе Чезари.

В силу обстоятельств в середине 1590-х годов Караваджо начинает самостоятельную деятельность. Известность к нему приходит в 1597 году, когда его под свое крыло взял кардинал Франческо дель Монте. Благодаря его протекции молодой художник получает первые крупные заказы. В итоге на свет появились такие полотна, как "Призвание апостола Матфея" и "Мученичество апостола Матфея".

Затем последовали и другие заказы уже от самого Ватикана. Несмотря на то, что основная масса его картин предназначалась для церкви, некоторые из его полотен были отвергнуты Ватиканом.

Одной из таких картин является "Святой Матфей и ангел" (1602 г.). Сюжет картины связан с явлением апостолу Матфею ангела Господня.

"Святой Матфей и ангел" (первый вариант)

Так как Караваджо стремился на своих полотнах изображать реалистичные образы людей и окружающего мира, поэтому его Матфей выглядит не столько апостолом, сколько обычным человеком. Поэтому художник изобразил главного героя с оголенными ногами, что очень не понравилось церкви.

Также Ватикан был против того, что ангел водит рукой Матфея. Это тоже противоречило принятым в то время канонам изображения ангелов.

Учитывая все эти недочеты, через некоторое время Караваджо написал другой вариант данной картины, следуя установленным в тот период правилам изображения святых.

"Святой Матфей и ангел" (второй вариант)

Остракизму подверглась и картина "Успение Богородицы", написанная в 1605-1606 гг. Полотно должно было украшать церковь Санта-Мария делла Скала. Но его сочли недостойным изображения образа матери Спасителя.

"Успение девы Марии (Богородицы)"

Дело в том, что Караваджо изобразил на одре Марию не как прекрасную женщину, которая скончалась и в скором времени попадет на Небеса, а как тело обычного человека, который недавно почил.

Ноги Марии были босыми и распухшими. Волосы растрепанные и давно нечёсаные. Красное вызывающее платье также, по мнению клириков, не может быть надето на матерь Христа.

Но прошли века, и работы великого художника заняли почетные места в галерее великих шедевров эпохи Ренессанса. История вновь расставила все по своим местам.

Пишите свои комментарии и подписывайтесь на мой канал.

Оценить публикацию