Необычный художник-самоучка Анри Руссо. Какие две его картины считаются самыми странными?
Есть художники, которые долго учатся, ищут свой индивидуальный стиль. А есть те, кто одарен от природы, но не получил при этом должного художественного образования.
Одним из таких талантливых художников-самоучек и был Анри Руссо, который родился в 1844 году во французском Лавале. Будущий художник не закончил школу, два раза попадал в неприятности, связанные с законом. Первый раз в молодости, а второй - за три года перед своей кончиной. Но это не помешало ему в итоге стать признанным художником.
Анри Руссо
Хотя работы Анри Руссо на первый взгляд выглядят наивными и в чем-то детскими, это и является отличительной чертой его картин от академических произведений тех лет.
Как отмечают исследователи творчества Руссо, не стремясь найти какой-то свой метод написания картин, художник в итоге создал свой неповторимый стиль.
А. Руссо любил писать и портреты, и натюрморты, и пейзажи. В его картинах много копирования деталей с книжных иллюстраций и элементов, которые он подсмотрел в работах своих друзей-художников.
Большую роль в становлении Руссо как художника сыграли модные в то время во Франции художественные Салоны, где любой желающий за приемлемую плату мог выставить свои произведения.
Из общего числа его картин самыми странными являются "Война" (1894) и "Заклинательница змей" (1907).
Обе картины так или иначе затрагивают библейские темы, которые не очень характерны для творчества Анри Руссо.
Так, картина "Война", которая хранится в парижском музее Дорсе, отсылает зрителя к четырем всадникам Апокалипсиса. Но вместо четырех страшных наездников Руссо в образе войны изображает маленькую девочку, в руках которой пылающий факел и меч, больше похожий на саблю. Эти атрибуты в руках ребенка перекликаются собственно с развивающимися волосами девочки и огромных размеров хвостом лошади.
"Война" 1894 г.
Именно черный конь непропорциональных размеров становится символом Апокалипсиса. Усиливают гнетущую атмосферу картины зловещие вороны, которые сидят на телах погибших людей, а также сломанные сухие деревья и тела погибших людей.
Эта картина настолько не типична для творчества А. Руссо как художника-оптимиста, что искусствоведы просто не могут найти ей объяснение.
Еще одним нетипичным полотном в творчестве художника является "Заклинательница змей", которая также находится в музее Дорсе. В картине искусно сплетены воедино библейский сюжет об Еве и Змее-искусителе и впечатления от рассказа знакомой мадам Делоне о ее путешествии в далекую Индию.
"Заклинательница змей" 1907 г.
Змеи на картине - это прямая отсылка зрителей к описанию Райского сада, где Ева вкусила запретный плод. Только вот на картине А. Руссо женщина с помощью дудочки заклинает искусителя, тем самым одерживая победу над ним. А это уже намек на индийских заклинателей змей.
Интересный факт: А. Руссо не очень удавались люди и животные в движении, поэтому он очень часто использовал образ заклинателей для стагнации живых существ на своих полотнах.
Так, обычный французский клерк, который копировал манеру своих коллег, создал свой ни на что не похожий стиль в написании картин.
Пишите свои комментарии и подписывайтесь на мой канал.