Действительно ли Рамзес 2 великий?
Источник - pinimg.com

Действительно ли Рамзес 2 великий?


Рамсеса II часто причисляют к величайшим фараонам Древнего Египта. Он определенно видел себя таким: большую часть своего правления он провел, украшая свое королевство памятниками, посвященными ему самому. Третий правитель 19-й династии правил необычайно долго, был отцом сотен детей и - если верить его собственной "прессе" - был могучим воином, который мог выстоять против целой армии.

Рамсес II, сын фараона Сети 1 и внук основателя 19-й династии Рамсеса I, был вдохновителем такой обширной программы строительства по всему Египту, что ее присутствия трудно избежать даже сейчас - от Абу-Симбела до Карнака все еще можно увидеть колоссальные статуи с его изображением.

Но значит ли это, что он заслуживает эпитета "Великий", который позже был ему присвоен?

Рамсес II родился в 1303 году до нашей эры в семье супруги Сети Туи. Впервые он попробовал себя в бою еще мальчиком, во время одной из кампаний своего отца, хотя сколько ему было лет, неясно. Известно лишь, что в возрасте десяти лет он был назначен капитаном армии, а в 14 лет был назначен принцем-регентом и наделен домашним хозяйством.

Рамсес взошел на трон, когда Сети I умер в 1279 году до н.э., и почти сразу же перенес царский двор из Фив на новое место в восточной части дельты Нила. Великолепный город, который расцвел здесь - со скромным названием Пи-Рамсес - станет домом для более чем 300 000 человек. Он продолжал править в течение 67 лет, что стало самым продолжительным документально подтвержденным правлением любого фараона. Его земли простирались от Средиземного моря до Нубии в современном Судане.

Знаменитый строитель

В первые годы своего правления Рамсес уделял особое внимание внешней политике, в ходе которой руководил кампаниями по возвращению утраченных земель и построил ряд фортов вдоль дельты Нила. Но его самое продолжительное наследие - это здания и памятники, которые он оставил после себя.

В Древнем Египте фараоны рассматривались как связующее звено между богами и простыми людьми и сами считались божественными. Рамсес не был исключением. Чтобы быть уверенным, что он всегда был в мыслях своих подданных, он заказал себе больше статуй, чем любой другой фараон.

Он также взял за правило "обновлять" статуи и храмы, воздвигнутые фараонами, которые были до него, с помощью своего картуша - иероглифического штампа с именем Рамсеса - который можно найти на зданиях и статуях, которые Рамсес определенно не строил. Но неясно, пытался ли он, перерабатывая колоссальные статуи, наполнить землю своим изображением экономически эффективным способом, или же он намеревался почтить память более ранних правителей Древнего Египта. Безусловно, его влиянию способствует тот факт, что его скульпторы переняли практику вырезания "затонувших" рельефов, которая появилась во времена 18-й династии; альтернативой был рельефный рисунок, который было гораздо легче стереть случайно или намеренно.

Вершиной архитектурных проектов Рамзеса были два храма Абу-Симбела, представляющий собой как шедевр строительства, так и политической пропаганды. Построенные в ознаменование 30-летия его правления на втором пороге Нила, они были вырублены прямо в скалах из песчаника.

Первый, Великий храм, принадлежал Рамсесу: сооружение высотой 10 метров, дверь в который обрамлена четырьмя сидящими 20-метровыми колоссами, представляющими фараона, хотя он якобы посвящен богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху. Соседний небольшой храм посвящен Хатхор в честь фаворитки и первой жены Рамсеса, главной царицы Нефертари.

Как это было принято среди фараонов, Рамсес был женат на нескольких женщинах одновременно; по оценкам, у него было восемь официальных жен и несколько наложниц. Но считается, что именно Нефертари была его любимицей. Они поженились, когда правил его отец, и у них родилось десять общих детей. Действительно, многочисленность детей Рамсеса можно рассматривать как еще одно свидетельство его великого наследия - говорят, что за свою жизнь он произвел на свет более 100 отпрысков.

Предполагается, что Нефертари умерла ко времени празднования юбилея Рамсеса на 30-м году его правления и завершения строительства ее храма в Абу-Симбеле. Изображения Нефертари, найденные по всему Египту, свидетельствуют о том, что она славилась своей красотой, а стихи, написанные для нее Рамсесом, можно найти в ее гробнице.

Могучий воин

Художественное оформление интерьера Большого храма посвящено битве при Кадеше в 1274 году до н.э., которую Рамсес, похоже, считал своим величайшим триумфом. Город Кадеш когда-то принадлежал Египту, но во время правления Сети перешел под власть империи хеттов. Он находился на границе этих соперничающих империй.

Оставив отряд солдат в близлежащем Амурру, Рамсес нацелился на возвращение Кадеша. Его армия насчитывала 20 000 человек и была разделена на четыре отряда пехоты и колесничих. По дороге ему удалось задержать нескольких хеттских дезертиров, которые принесли ему радостную весть о том, что перепуганные хетты все еще находятся более чем в 100 милях отсюда. Это подпитывало веру Рамсеса в победу - он видел себя живым воплощением египетского бога войны.

С непоколебимой уверенностью в своей мощи он двинулся к Кадешу только для того, чтобы наткнуться на еще больше хеттских солдат, которые на этот раз были более честны в своих признаниях. Рамсес попался на самую старую уловку: хетты под предводительством царя Муваталли уже достигли Кадеша и ждали сразу за холмом. Отряды Рамсеса не были подготовлены. Часть войск все еще находились на противоположном берегу реки Оронт. Царская семья, прибывшая вместе с армией, чтобы стать свидетелем триумфа Рамсеса, была быстро доставлена в безопасное место.

Как развивалась остальная часть битвы, неясно, поскольку Рамсес создал фантастическую историю о своей богоподобной доблести воина и быстрой победе - если верить фараону, он в одиночку разгромил хеттскую армию после того, как помолился Амону-Ра, чтобы тот сделал его сильнее любого другого человека.

Вполне вероятно, что египтяне обладали более совершенной технологией, которая лучше подходила для окружающей среды, в виде более легких и мобильных колесниц. Более того, неожиданно прибыли силы, оставленные в Амурру, вынудив хеттов отступить.

Миротворец

Рамсес вернулся победителем, но он все еще не отбил Кадеш - город оставался в руках хеттов. Несколько местных правителей были вдохновлены битвой, чтобы восстать против фараона, и в течение следующих нескольких лет фараон был вынужден возвращать себе земли

Неожиданная смерть хеттского царя Муваталли в 1272 году до н.э. вызвала кризис престолонаследия, который не был полностью разрешен до 1267 года до н.э., когда брат Муваталли, Хаттусили, организовал государственный переворот против своего племянника Урхи-Тешуба. Урхи-Тешуб искал убежища в Египте, что привело к дипломатическому кризису, когда Рамсес отказал Хаттусили во всех сведениях о его местонахождении. Война едва не возобновилась, но была предотвращена только тогда, когда оба правителя поняли, что ассирийцы становятся большей угрозой, чем они сами друг для друга. Шестнадцать лет спустя после битвы при Кадеше они заключили договор об уважении территории друг друга и защите друг друга от нападений. Считается, что этот договор является самым ранним сохранившимся мирным договором в мире и единственным древним ближневосточным договором, в котором до сих пор существуют обе стороны соглашения.

По мере продолжения правления Рамсеса его строительные кампании, казалось, шли на спад – в качестве возможной причины намекают на экономический кризис в Египте. В последние годы жизни Рамсеса его старший оставшийся в живых сын Меренптах начал исполнять царские обязанности.

Считается, что Рамсес II умер в августе на 67-м году своего правления, в возрасте 91 года.

Он был похоронен в Долине царей, но позже был перенесен из-за риска разграбления. В 1881 году его мумия была найдена в тайнике в Дейр-эль-Бахри в Фиванском некрополе, и сейчас он находится в музее Каира.

Независимо от того, действительно ли те, кем он правил, верили в то, что он бог, или нет, наследие Рамсеса продолжало жить и после его смерти. Еще девять фараонов взяли имя своего великого предка, показывая, что, какой бы ни была истинная история, он был божеством для народа Древнего Египта.

Оценить публикацию