Чатал-Хююк: мегаполис каменного века, в котором построили… коммунизм?
Тесные и перенаселённые города-муравейники кажутся изобретением современного мира, порождением индустриальной эпохи ХХ века. Те, кто чуть лучше изучал историю, знают, что подобные многоэтажные крупные города существовали и в относительной древности: таковы античный Рим и древний Вавилон, последний вообще часто считают первым в мире настоящим мегаполисом.
Однако в 7400 – 5600 годах до нашей эры, то есть ещё в каменном веке, существовал Чатал-Хююк – настоящий человеческий муравейник, который некоторые учёные считают первым в мире городом (или даже «протогородом»). Расположен он в Турции, на территории нынешнего иля Конья.
Поселение, построенное преимущественно из необожжённых глиняных кирпичей, по форме действительно напоминает муравейник. Оно состоит из домов примерно одинакового размера, которые очень тесно прилеплены друг к другу, так что между ними нет зазора. Поверх старых домов жители возводили новые. Дома имели плоские крыши и небольшие окна, а вот дверей не было вовсе: вход находился на крыше. «Дороги» и «тротуары» тоже, видимо, располагались на крышах. В город можно было подняться по лестницам, которые убирались на ночь и в случае нападения врагов. По таким же лестницам жители спускались в свои дома.
Такая форма поселения была удобна: в «муравейник» не могли проникнуть враги, а жители могли легко от них обороняться. Некоторые дома играли роль своеобразных кладбищ, некоторые служили «святилищами», но не было обнаружено ни одного общественного здания и ни одной мастерской.
Больше всего нас интересует общественное устройство жителей Чатал-Хююка. О нём можно судить по множеству обнаруженных артефактов: это рисунки, богатые росписи на стенах и даже скульптуры, предметы быта, украшения и т. д. Выводы, которые сделали исследователи, могут удивить и даже шокировать. Судя по всему, в глиняном городе-муравейнике не было никакой общественной иерархии. Все жители были равны в правах, независимо от пола, возраста и рода занятий.
Чтобы делать такие предположения, у учёных есть много средств. К примеру, в живописи древних народов существовало множество правил для изображения мужчин и женщин: различались размеры фигур, позы, жесты, одежда и др., что позволяло художникам передать подчинённое положение женщин и их «неполноценность». В росписях Чатал-Хююка это не наблюдается: фигуры мужчин и женщин имеют одинаковые размеры. Хотя на фресках чаще всего фигурируют мужчины, а глиняные статуэтки в большинстве своём изображают женщин. Изучение других артефактов также выявило равное положение мужчин и женщин.
Размеры домов, как уже говорилось, различались мало, причём их убранство было однотипным. Таким образом, в городе не существовало существенного расслоения на богатых и бедных, на правителей и подчинённых. Что же мы имеем в итоге?
Абсолютное равенство граждан, явно коллективный тип хозяйства, да ещё и высочайшее для своей эпохи развитие материальной и художественной культуры. Кстати, на всём протяжении своей истории Чатал-Хююк, скорее всего, вообще не знал войн и преступлений. Создаётся впечатление, что обитатели этого глиняного «человейника» уже в такой чудовищной древности построили коммунизм. Тогда как умные и просвещённые люди в веке двадцатом его так и не смогли создать.
Однако впечатление это ложное. Об этом можно судить по ещё одним артефактам, найденным в большом количестве. Это личные печати на различных вещах. Получается, что в Чатал-Хююке знали, что такое частная собственность, она здесь защищалась и уважалась. Так что в городе царил не коммунизм, а развитый, вполне цивилизованный капитализм. Именно он, по-видимому, послужил толчком для развития торговли и культуры.
О «капиталистическом» характере общества говорит и расположение домов: несмотря на исключительную близость друг к другу, они не имели общих стен. Каждая семья имела своё личное пространство, а своё жильё ремонтировала и обустраивала по своему усмотрению.